воскресенье, 27 февраля 2011 г.

"Третье тысячелетие" (3 сообщения)

 rss2email.ru
Получайте новости с любимых сайтов:   



Жизнь интересных животных

Poker Way - путь игрока и вебмастера


  RSS  "Третье тысячелетие"
"Третье тысячелетие" - LiveJournal.com
http://matholimp.livejournal.com/
рекомендовать друзьям >>


  • Воспитание ответственности на уроках информатики
    Тезисы моего устного выступления, отправленные в Оргкомитет Съезда учителей информатики
    (см. http://matholimp.livejournal.com/575993.html ; файл можно скачать с http://it.teacher.msu.ru/sites/default/files/webform/thesis/2_phedotov_vp_0.doc )

    Четверть века назад я был участником первого и последнего в истории СССР конкурса школьных учебников информатики. Вместо указания имени автора, рукописи на него полагалось представлять под девизом. Я написал «Дорогу осилит едущий», после чего зачеркнул первую букву в последнем слове и над ней поставил «и» (чтобы едущий превратился в идущего).
    В значительной степени такой выбор девиза отражал главную особенность моей рукописи. Так как в школах Ивановской области, где я тогда работал, не было почти никакой вычислительной техники, то я подготовил учебник именно для безмашинного варианта преподавания информатики.
    Однако у девиза был и более глубокий подтекст. Сколь бы совершенными ни становились компьютеры, принятие решения всё-таки остаётся за человеком.
    Поспешность внедрения курса ОИВТ в круг дисциплин всеобщего среднего образования, а также случившийся вскоре распад СССР явились причиной недоработки целого ряда вопросов методического и методологического обеспечения курса. В частности, без внимания осталась серьезнейшая проблема постановки воспитательной работы на уроках информатики в средней школе.
    Положение усугублялось тем, что и в целом воспитательная работа на уроках оказалась в те годы, которые мы теперь называем застойными, в плену ложных педагогических стереотипов. Глубочайшая причина массовых педагогических заблуждений коренится, по-видимому, в организационной структуре бывших минпросов и Академии педагогических наук, где обучение и воспитание проходили по различным ведомствам. В школах (на противоположном полюсе педагогической иерархии) учебная и воспитательная работа также поручены двум разным заместителям директора.
    В конечном счете, это привело к тому, что у широкой массы учителей сложилось отношение к воспитательной работе как к чему-то внеклассному, внеурочному, третьестепенному. Ущербность этой точки зрения показывает даже простой подсчет времени. Единственный в неделю классный час приходился на 30+ уроков, то есть за рамками формальной воспитательной работы осталось примерно 97% времени общения учителей с учащимися.
    Гораздо хуже то, что эти 97% не просто пропадали впустую. Ни один урок не может быть нейтральным в воспитательном отношении. И если учитель не планирует свою воспитательную работу заранее, то воспитательный (точнее, антивоспитательный) эффект возникает стихийно. Именно так и произошло с информатикой, где воспитательная работа была запущена не отдельными учителями, а сразу повсеместно в масштабе всей страны, ибо вообще даже не предполагалась.
    Среди тех немногих, кто понимал важность ведения воспитательной работы на уроках, распространилось другое заблуждение, касающееся форм и методик этой работы. Многие увлекались развешиванием в классных помещениях плакатов с цитатами из партийных документов, фаршировали вычислительные задачи цифрами из газетных публикаций. Подобные усилия редко стыковались с содержанием конкретных уроков.
    Используем негативные примеры для формулирования позитивных выводов.
    Воспитательная работа на уроках должна вестись постоянно и непрерывно, а её содержание – планироваться заранее. Формы и методы воспитательной работы на уроке должны определяться конкретным содержанием самого урока. Учебные, воспитательные или иные цели преподавания любой дисциплины школьного курса должны носить всеобщий характер, то есть быть обязательными (значимыми) для всех или почти всех обучаемых. Наконец, по отношению к каждой из целей преподавания должны быть определены не более двух-трех дисциплин, наиболее подходящих для достижения именно этой цели.
    Столь же общим (а не специфичным именно для информатики) является выделение двух основных направлений воспитательной работы: формирование мировоззрения и воспитание нравственных качеств. Специфика же предмета проявится в уточнении того, о каких именно качествах в данном случае идёт речь. Для информатики это, прежде всего, воспитание ответственности.
    Коллективный характер работы порождает безответственность основной массы программистов. Даже не очень сложные программы, не говоря уже об огромных пакетах, часто используют подпрограммы и сервисные средства, написанные другими авторами. Использующий такую программу, как правило, имеет лишь весьма общее, причем сугубо индивидуальное, представление о ее возможностях и почти никогда не осведомлен о побочных эффектах.
    Многие программисты даже не догадываются о том, что программа может выдать неверный результат при полном отсутствии признаков ошибки. Именно этот аспект и следует подчеркнуть школьному учителю информатики. Сегодня типичный учитель, поощряя самостоятельное программирование школьников, не слишком придирчив к качеству их программ. Однако следовало бы резко сократить вал, перенося акцент на анализ правильности программы и точности результата. Понимание необходимости постоянно делать это – единственно возможный путь воспитания ответственности не на словах, а на деле.
    Весьма эффективно использование серии тщательно подобранных примеров, демонстрирующих возможные последствия «безобидного» (на первый взгляд) округления, а также иные ошибки, связанные с автоматизацией вычислений. В частности, автором была разработана программа "Графический микроскоп", которой посвящены несколько параграфов упомянутого конкурсного учебника. Позднее эта программа была встроена в микрокалькуляторы Casio.
    Один из разобранных в учебнике примеров – синусоида, видимый на дисплее период которой оказывается во много раз больше истинного. Более сложный пример позволяет собственными глазами увидеть качественную картину эффектов, связанных с нарастанием ошибок округления. Сначала гладкий график становится слегка "шершавым", затем эта шершавость приобретает форму ступеней, на монотонных участках растут непредсказуемые всплески, пока весь график не превратится в гребенку "белого шума" (когда ошибки уже полностью подавят содержательную информацию).
    Переслать  


  • Навстречу выборам: проверка стада на послушание
    Да, вчерашнее "голосование" из той же серии. Почти никто не заметил, что передача шла в записи (несколькими часами раньше её транслировали на Сибирь). И кто-то ещё продолжает думать, будто от его голоса что-то зависит?

    Originally posted by [info]juliaaug at Друзья. Это очень важно. Прошу перепоста!
    История такая. На мой взгляд очень тревожная. Так недалеко и до расстрельных полигонов.
    Итак. Мы с мужем в пятницу, поздно вечером встретились с дочерью в городе, и поехали домой в наш "лесок". Сидим, обсуждаем как спланировать все дела на субботу, Полин английский, мои пробы и т.д.
    Тут Полина говорит:
    - Мама, ничего не получится. Все планы отменяются. Нас завтра срочно вызывают в школу к 9.30. Все обязаны быть.
    - Что за ерунда, - возмущаюсь я, - завтра суббота, вообще-то это не входит в наши планы - везти тебя завтра утром в школу. И вообще, что такого случилось, что вдруг резко понадобилось, чтобы ты завтра была в школе?
    - Не знаю, - отвечает, - директор пришел посреди урока, вызвал NN, а потом она нам сказала, что все, весь класс обязательно завтра должен придти в школу. Нас куда-то повезут, там будет какой-то праздник, все должны быть. Если кто-то не придет, то подставит лично ее. Все стали возмущаться, а она говорит, что сама расстроилась, потому что у нее тоже были другие планы, но это обязательно, и если кто-то не придет, то будут большие проблемы. И там будем не только мы, но и старшеклассники из других школ. И, все, ничего больше не объяснила, потому что сама толком не знает куда и зачем нас всех везут. Знает только, что это обязательно. Приказ сверху.
    У меня, честно говоря, челюсть отвалилась когда я все это услышала.
    - Ни фига себе, - говорю, - Полина, ты сама слышишь, что ты говоришь? Вас всех срочно обязали послать куда подальше все планы, которые были у вас, у ваших родителей, и явиться в школу без объяснений. Просто потому что директор так сказал. И поехать неизвестно куда, неизвестно зачем!
    Полина, ты никуда не поедешь. Я тебя не отпускаю.
    - Мама, так нельзя, у NN будут проблемы, если кто-то не придет, я не хочу ее подставлять. Она сама очень расстроилась. Она сказала, что если у нас будет возможность, то мы оттуда обязательно смоемся.
    - Нет, Полина, ты не понимаешь. Твоя NN, даже объяснить не может куда и зачем вас всех завтра свозят, притом в срочном и обязательном порядке. Полина, задумайся. Это похоже на стадо. Приказали, ничего не объяснили, и погнали в неизвестность. А послушное стадо пошло. И по барабану куда вас повезут. Может на расстрел, может на демонстрацию, а может массовку создать для встречи какого-нибудь Собянина, чтобы каналы снимали, как лояльная молодежь радостно приветствует власть. Полина, ты об этом не подумала? Я не хочу, чтобы тебя использовали по неизвестному назначению. Я этого не допущу. Если они хотят, чтобы мы сломали все наши планы, пускай хотя бы потрудятся объяснить, зачем им это нужно. Ты никуда не поедешь.
    Полина задумалась. Потом сказала:
    - Позвони NN, ее надо предупредить.
    Я позвонила. NN отреагировала очень нервно, понятно было, что она не может взять на себя ответственность и сказать, да, я понимаю, это все ужасно, пусть Полина не приходит. И, самое главное, она действительно не смогла объяснить куда и зачем в субботу утром в срочном порядке собираются везти старшеклассников. Только повторяла, что их обязали. Предложила позвонить утром директору.
    - Поль, - сказала я, закончив разговор с NN, - запомни, ты никогда, никуда и ни с кем не должна идти или ехать, если тебе не объяснят куда и зачем. Даже если это буду я, или Андрей. Никогда. Ты всегда должна знать, и сама принимать решения. Твоя воля должна быть твоей волей. Никаких стадных рефлексов. Полина, вас превращают в стадо. А стадом легко управлять. Прости за банальность, но все, что случилось, это очень сильно. Запомни, даже я.
    - Ну, ты же так никогда не сделаешь! - засмеялась Полина.
    - А, если мне чип, какой-нибудь в мозг вживят, откуда ты знаешь?
    - Мам, у тебя паранойя.
    - Не скажи. Я хочу, чтобы ты, как можно дольше оставалась свободной.
    Утром Андрей позвонил директору и сказал, что Полина не приедет. Точнее, что Андрей ее не повезет из загорода неизвестно зачем. Андрей попытался выяснить у директора, все-таки, что это за праздник-мероприятие такое, из-за которого все должны крушить свои планы. Директор тоже не смог, или не захотел объяснить. Только сказал, что детей повезут на автобусах куда-то в Заречье.
    Вечером Полина дозвонилась до одноклассницы. Выяснилось вот, что: детей привезли в Заречье. Не только из нашей, но и из других школ. Свезли огромное количество старшеклассников. Никакого праздника не было. Дети просто стояли в поле несколько часов. А между ними ходили ОМОН-овцы и раздавали теплую гречневую кашу. А еще там были списки всех классов. И ученики находили свои фамилии в этих списках и расписывались. А потом всех посадили в автобусы и повезли обратно в город. Вот и все. Повторяю. Это мне рассказала Полина со слов своей одноклассницы, которая там была, но по ее же словам не поняла, что это было.
    У меня две версии.
    1. Правоохранительные органы города, зная о готовящихся антиполицейских акциях, таким образом устранили какую-то часть молодежи, которая могла бы присоединиться к манифестантам.
    2. Это не моя версия, а Андрея. Это был психологический эксперимент. Насколько старшеклассники и их родители, в сложившейся ситуации, остаются лояльны.
    Вот такие дела.
    Я бы хотела, чтобы мой рассказ прочитало как можно больше людей. Мне кажется это очень важным, не давать манипулировать нашими детьми. Тем более без объяснений. На мой взгляд это недопустимо.
    Прошу о перепосте, не смотря на эмоциональность текста.


    Переслать  


  • Пушки откопали, но раскопки надо закрыть
    Originally posted by [info]bashne_net at Откопать Ниеншанц

    Охте – археопарк!

    26 февраля петербуржцы вышли на субботник по расчистке от снега памятника Ниеншанцу на Малоохтинской набережной.

    Дело не только в том, что за зиму памятник оказался погребенным, и из огромного сугроба торчали лишь стволы старинных пушек. Этой акцией горожане хотели привлечь внимание к проблеме археологических памятников Охтинского мыса, в том числе настоящего Ниеншанца, крепости Ландскроны, древнерусской крепости, неолитических поселений. 

    Прочитать и посмотреть фотографии... )

    Новость с сайта http://bashne.net




    Переслать  







rss2email.ru       отписаться: http://www.rss2email.ru/unsubscribe.asp?c=129210&u=1026337&r=851445256
управление подпиской: http://www.rss2email.ru/manage.asp

Комментариев нет:

Отправить комментарий